Шестьдесят шесть лет назад, 25 ноября 1953 года, отошел ко Господу истинный пастырь Христов и благочинный Московской области протоиерей Петр Семенович Михеев. Этот человек, не боясь светских властей, арестов и репрессий, нес множеству людей свет истинной веры.
Пять лет отец Петр провел в лагерях, будучи осужденным по печально известной 58-й статье, длительное время жил на нелегальном положении и скрывался от властей. В итоге даже в официальных документах советских органов о нем было записано следующее: «Из других священников выделяется своим развитием, специальной подготовкой и большим опытом. Интересуется политическими событиями и регулярно читает газеты».

Сегодня, вспоминая достойное служение и примерный жизненный путь о. Петра Михеева, мы видим продолжение его дел в его потомках: внук – Епископ Кишиневский и Молдавский Евмений; правнук протоиерей Алексей Михеев; второй правнук – настоятель и председатель общины в городе Севастополь иерей Иоанн Михеев.
В день празднования памяти святого великого проповедника Иоанна Златоустаго, патриарха Царьградского, редактор «Старообрядческой Мысли» Олег Хохлов переговорил со своим духовным отцом – именинником и продолжателем дела о. Петра Михеева – его младшим правнуком иереем Иоанном.
Доброго здоровья, отче, и Ангелу злат венец! Расскажи, как ты решил избрать путь священника, повлияло ли на этот выбор наследие твоего известного предка о. Петра Михеева?
Спаси Христос! Думаю, с самого рождения выбор моего жизненного пути был предопределен: из роддома меня сначала повезли крестить в храм, и только затем отвезли домой. Я был пятым по счету ребенком и несмотря на массу проблем со здоровьем матушка Евгения всю беременность строго соблюдала пост. При этом она страдала от малокровия и временной на тот период слепоты.
Наши верейские врачи, с мировым именем, настойчиво доказывали маме, что от ребенка надо избавиться, так как в животе находится страшный урод. Ее даже принудительно отправили на рентген, чтобы доказать свою правоту. Конечно же их никто не стал слушать даже после этого. Действительно, родился я лысым, с жутким рахитом, но Господь не оставил ее в стремлении быть верной воле Божией. Чудесным образом уже через полгода – к Пасхе – ноги мои выпрямились. А с волосами – сами видите – не знаю, что и делать (смеется)!

Более того, я рос в семье священника – мой отец, о. Евгений, ныне владыка Кишиневский и Молдавский Евмений, был настоятелем Покровского храма в Верее, а фактически – одним из священников Рогожской общины в Москве.
Владыка Евмений (Михеев) пример для сыновей. Фото: Максим Шер / «Русская планета»
Он много ездил по всей стране, окормляя своих многочисленных духовных чад. Впоследствии в этих местах были открыты храмы и поставлены священники. Как он один с этим всем справлялся в те времена – яркое явление Божией благодати! Конечно же строгость и служение родителей в церкви всегда было у нас перед глазами и формировало в семье правильное отношение к Богу и жизни.
Отче, а что из семейного предания передавалось у вас об о. Петре?
Об о. Петре и матушке Варваре в нашей семье говорили всегда с великим уважением. По рассказам, о. Петр соответствовал своему твердому апостольскому имени. Строгий, волевой протоиерей невидимо предстоял и обязывал нас быть христианами не по названию, а по существу.
Но важно не забыть здесь и про женскую часть нашей семьи: мама и бабушка также были образцом твердости и по-настоящему верующими людьми. Например, будущий еп. Евмений жил некоторое время с со своей бабушкой – матушкой Варварой, и она духовно озарила его чистотой христианской веры. Он стал священником в 1968 году при архиепископе Иосифе (Моржакове).
Вообще история со временем показывает нам удивительные параллели. Мой старший брат о.Алексей сегодня является помощником благочинного Московской области. В отсутствие о.Леонтия Пименова, здоровье которого бывает нестабильным, он представляет его.
Как началась твое служение в церкви?
Второго июля 1994 году владыка Алимпий поставил меня в стихарные. Осенью пришло время идти в армию. Нас полгода готовили для участия в боевых действиях в горячих точках. Большинство призванных были отправлены в Чечню, а мне Господь послал служение на государственной границе с Финляндией. Мы охраняли часть границы протяженностью 32 километра: ровно такой же впоследствии окажется длина у Верейско-Боровского Крестного хода!
Служба в тех местах была непростой, но милостию Божией был я много раз избавлен от разных опасностей, и мне нравилось там служить. Начальство не возражало, что я в ночном карауле я распевал ирмосы и духовные стихи, которые с детства знал наизусть. Однажды в сумерках в лесу мы нос к носу встретились с медведем. Но Бог спас! Позднее я узнал, что все это время владыка Алимпий вынимал частицу за меня грешнаго на каждой проскомидии … Вечная ему память!
А жену тебе домочадцы помогли найти? Сколько помню – вы с ней как одно целое были всегда!
Нет, я считаю это одним из чудес святых преподобномучеников Аркадия и Константина Шамарских чудотворцев, к мощам которых я отправился в возрасте 25 лет. Проехав 2400 километров, я первым делом приложился к их нетленным мощам. По их молитве уже на следующий день, 31-го января, я впервые в своей жизни посватался, сделав предложение своей будущей невесте – матушке Елене! Я как-то сразу понял, это тот человек, с которым я хочу прожить до конца своих дней.

Вы так с ней хорошо смотрелись и в старом скромном доме в Верее, и в новом вашем жилище за Бородинским полем! Так необычно теперь вас встречать из Севастополя!
Моя будущая жена около 5 лет жила и трудилась при храме в Екатеринбурге. Заботясь о нуждах прихода, о себе она вспоминала в последнюю очередь и в результате подорвала здоровье. Зимой она несколько раз сильно переохлаждалась: по хозяйственным нуждам в отсутствие теплой одежды ездила в морозы под 40 градусов.
Весной мы поженились и переехали в родительский дом в Верею. Местный климат и вода еще больше обострили проблемы со здоровьем: постоянно образовывались камни в почках.

До переезда в Крым в 2016 году ей сделали 16 операций. Московские врачи в один голос говорили, что жить ей осталось максимум пять лет. Причем либо погибнуть от камней в почках, либо от лекарств, препятствующих их образованию.
Единственным выходом, по мнению врачей, могла стать кардинальная смена климата. К слову, у меня тоже так стало шалить давление, что я порой с трудом мог доехать от дома до храма.
Отче, а как же ты в итоге стал священником? Я прекрасно помню замешательство родных, когда наш духовник о.Евгений вдруг стал недосягаемым епископом Евмением…
После венчания я оставался уставщиком при Верейском храме. Вскоре устроился в местную электросеть охранять подстанцию, которая из-за террористических угроз стала вдруг стратегически важным объектом.
Зарплата была по местным меркам очень солидная, однако спустя 40 дней с ночного своего дежурства я направился на утреннюю службу на Троицу. Служба без регента на правом клиросе так меня расстроила, что я решил уволиться с работы, чтобы быть ближе к Церкви. Подрабатывал я, если можно так сказать, водителем у о.Евгения и о.Артемона Шендригайлова из Боровска.
О.Артемон, будучи потомком младшего брата атамана Матвея Платова (Петра), всегда славился удивительной созидательной энергией. Я сопровождал его в поездках, в это время он возрождал множество общин, в частности приход в деревне Волое.
В 2004 году мой отец о.Евгений принял ангельский чин и стал священноиноком Евмением. Вскоре он был направлен в ознакомительную поездку в Молдавию, а я тем временем был рукоположен митрополитом Андрианом в сан диакона на Введенский храм города Боровска – к о.Артемону.

Владыку Евмения вскоре поставили епископом на Молдавскую и Кишиневскую Епархию, а я стал служить диаконом в Верее, так как в Боровской общине возможности содержать дополнительных клириков не было.
В итоге спустя месяц меня возвели в священнический сан на приход города Вереи. Я продолжал жить в родительском доме, со свежими силами занялся наведением порядка в общине.
Что больше всего запомнилось от служения в то время?
Конечно же добрые и отзывчивые люди. Благодаря ним даже постоянные перемещения между Москвой и Вереей давались легко. Мое служение там часто ограничивалось лишь выходными и праздничными днями, а в будни до шести дней в месяц я, бывало, служил на Рогожском.
Одним из первых дел – при активной помощи казаков Рогожской станицы – нам удалось привести в порядок наш старинный старообрядческий погост. Восстановили поруганные в советское время белокаменные надгробия 18-19 веков.

Сразу же сделали ревизию храмовых ценностей, и с помощью Олега Соколовского описали и сфотографировали наши иконы и книги.
В 2003 году казаки Рогожской Станицы установили поклонный крест у кладбища близ деревни Васильево за Вереёй.
Это не к нему ли Севастопольцы молиться приезжали о послании им священника?
Да нет, это была уже другая история! Наши казаки по всей стране десятки крестов поставили. Одним из первых – на острове Бабья Луда напротив Соловецкого монастыря, где были похоронены останки соловецких мучеников, не признавших Никоновы новины. Иноков тогда растерзали и оставили без погребения лежать на земле. Господь явил чудо: лед под ними не таял до тех пор, пока тела мучеников не были погребены.
Так вот оказалось, что за четыре месяца до того, как меня благословили служить в Севастополе, члены местной общины ездили на Соловки и молились перед этим Крестом о послании им постоянного священника. Удивительное, конечно совпадение, но таких в моей жизни набралось немало…
Ну казаки и с Крестным ходом тебе помогли!
И они в том числе, конечно, и помогают каждый год, но и не только они одни…
По благословению владыки Корнилия мы возродили давнюю традицию проводить Крестный ход. В советское время, когда наших храмов в Боровске не было, в Верею на службы приезжали десятки человек. Мы решили отдать должное их стойкости, и по окончании притеснений стали ходить в обратный путь – к месту мученической кончины Боровских узниц.
Возродить традицию стало возможным благодаря деятельной помощи наших прихожан, моих духовных чад, в частности Олега Соколовского, многих благотворителей, рогожских казаков, информационной поддержке твоих сайтов и при деятельной поддержке со всех частей света (Австралия, Сибирь, Урал, Румыния, Украина, Молдова…).

В первый Крестный ход о.Евгений Чунин выделил свой ржевский «пазик» и воодушевил студентов Московского старообрядческого духовного училища принять в нем личное участие.
Крестный ход проходит обычно в будний день, и несмотря на это люди откладывают свои дела, берут отгулы… И это не говоря о том, что весь год они активно жертвуют на его организацию и проведение на высоком уровне.
Как отметил один из постоянных участников, Верейский Крестный ход является первым и последним в году. Первый после Новолетия и последним по времени проведения перед зимой.
Кинорежиссер Вячеслав Воробьев вместе с Олегом Соколовским создали фильм «Крестный ход по Руси идет» о том, как зарождалась традиция и проходит этот и другие старообрядческие Крестные ходы. Фильм получил премию и положил основу кинофестивалю целому кинофестивалю.
В Музее города Вереи действует постоянная экспозиция о нашем храме и вообще о старообрядческой общине приходе города Вереи.
Мы часто видели тебя в Москве, как тесно ты был связан ты со столицей?
На Рогожском с советских времен была практика приглашения священников в помощь настоятелю для богослужений по будням. Я всегда был открыт и считал это за честь. К тому же молодежь тянулась ко мне, многие потом приезжали в Верею на выходные и праздники.

В среднем я 3-5 раз в месяц служил на Рогожском. Это позволяло содержать семью и вместе с тем уделять достаточно времени верейской общине.
Сейчас на Рогожском ситуация с духовенством стабилизировалась. После поставления о.Василия Андроникова в январе 2019 года потребность в дополнительных священниках отпала. Приход г. Вереи находится под окормлением настоятеля ближайшего к нам прихода в Боровске – о.Артемона Шендригайлова.
В этом году там некоторое время служил владыка Евмений, который по состоянию здоровья находится на лечении в России. Я тоже регулярно приезжаю в Верею. Пока в Севастополе общинная жизнь только возрождается, а мне – не привыкать к разъездам.
В Москве и Подмосковье много моих духовных чад, я их навещаю. Во время постов мне на Рогожском благословляют принимать у них исповедь.
Но приходится часто бывать в Москве и сейчас. Приходится и поездом, и автобусами ездить, но я неприхотлив в этих вопросах – слава Богу за все!
Как же ты в итоге оказался в Крыму?
Промыслом Божиим! Но отмечу, что не в Крыму, а именно в Севастополе. Строго говоря, Севастополь – это не Крым. Это отдельный субъект Федерации. У нас свой губернатор, свое правительство, даже номера на машинах отличаются от остального полуострова. Так что Крымом мы являемся только климатически и географически!
Когда нам стало ясно, что оставаться в Подмосковье жене нельзя, вдруг крымчане проголосовали за присоединение к России. Матушка в 2016 году поехала с детьми в Севастополь – на разведку.
Мы выбрали этот город, так как там из-за изменившейся обстановки стала угасать молитвенная жизнь. О. Алексей Комендантов из Киева больше не мог окормлять этот немногочисленный приход. Постоянного священника в Севастополе не было. С первых же дней мы занялись возрождением духовной жизни. И это при том, что я продолжал служить в Верее и на Рогожском.
А сколько сейчас старообрядцев в Севастополе?
До 1917 года в Севастополе существовала община численностью более 300 человек, которая собиралась в молельном доме. В митрополии установили, что располагался он по адресу ул. Екатерининская, дом 100, но престольный праздник не известен.
Та община, которая собиралась в Севастополе с 90-х годов ХХ века, носила имя св. Иоанна Златоустаго. А сегодня мы отмечаем день его памяти и заодно – день моего Ангела… (смеется)
Сложно ли было оставить родные края?
Конечно, это решение было болезненным для нас. Матушка Елена фактически уехала от своей смерти. У нас был почти достроен большой дом, который пришлось срочно продать. Пусть он и был далеко от Вереи и цивилизации, но очень много сил и любви было в него вложено. Сколько людей добрых приезжало, чтобы помочь нам со строительством!

В Севастополе мы начали все с нуля. Дети пошли в школу. Деньги сначала пошли на аренду квартиры. С Божьей помощью купили 6 соток, и всем миром стали строить дом. Опять-таки родня и близкие пришли на помощь в строительстве. Цены тут совсем другие, чем на материке, но сейчас уже живем в своем доме, где и проходят богослужения, а дел еще много впереди.
А где ты сейчас служишь, какие отношения с прихожанами и ближайшим окружением?
Спустя 3 месяца после поездки севастопольцев на Соловки во время Архиерейского Собора 2017 года рассматривалось мое прошение об изменении места служения. Архиереи сочли, что предпосылки для этого были достаточно весомыми. Так я получил благословение правящего архиерея – владыки Корнилия – на служение в г. Севастополе.

Мы зарегистрировали общину, молимся о том, чтобы администрация во главе с новым и.о. губернатора Севастополя Михаилом Владимировичем Развозжаевым выделили нам участок для строительства храма.
Как часто совершаются службы в вашем приходе?
Службы в нашем приходе совершаются регулярно. По благословению Владыки Корнилия нам была передана величайшая святыня – антиминс и благословение служить Божественную Литургию.
Будущий наш храм предполагается освятить во имя святаго равноапостольного князя Владимира.
Как плотно общаешься с другими нашими приходами?
Со всеми нашими соседями мы поддерживаем доброжелательные отношения. По приглашению иногда служу в новом храме города Симферополя.
Как поддерживаешь отношения со своими духовными чадами?
Много их в Москве и в Подмосковье, регулярно навещаю. Даже на расстоянии удается поддерживать тесный контакт.
Выходит, и в Севастополе приход, и в столице и ее окрестностях духовных чад окормляешь? Как и когда все это успеваешь?
Получается, что так. Вот сейчас ты спросил, а я, признаться, и сам не знаю…
Люди вроде довольны, никто не жалуется – значит, получается. А как? – так ответ у меня только один – Божией милостью. Как отец мой все успевал, как прадед везде поспевал – так и я, сколько Бог дает, успеваю.
В Верейском храме в мощевике есть частицы мощей святаго Иоанна Златоуста и св. равноапостольного князя Владимира. Божиим промыслом аз грешный иерей Иоанн служу сегодня там, где тысячу лет назад был крещен сам князь Владимир…